Не одно столетие знатоки искусства и критики дискутируют о тонких эстетических и моральных границах в искусстве изображения тела. Изображение обнаженного тела художником может стать и символом прекрасного и символом безобразного. Восприятие изображения обнаженного тела можно было бы разделить на три категории: тело как обнаженная натура, демонстрирующая красоту и совершенство физического воплощения человека; тело как эротическое искусство, насыщенное богатством страсти и внутренних эротических напряжений, но не переходящее границ дозволенного; и, наконец, как порнография, то есть средство возбуждения. Между этими переливами смысла скрывается не только тонкая граница между искусством и не-искусством, но и история человеческой культуры.
В представленном ниже фильме искусствовед и профессиональный художник Раиса Дмитриевна Арефьева делится мыслями об истоках эротического искусства и живописи.
Различия в отношении к сексуальности и телу отражают уже не просто художественные эпохи, но цивилизации. Свободное отношение к наготе полинезийской или автохтонной американской культуры совсем не похоже на трактовку обнаженного тела в раннехристианской культуре. Но - лишь до определенного времени. Стихийная сексуальность, разбуженная эпохой Возрождения и уже в 19 и 20 веках переходящая в постоянный эпатаж сексуальной революции, открывает совсем другие корни, со времен античности питающие культуру Европы.
Чтобы обозреть все блики и вариации вечно живой и волнующей темы эротического искусства, мало исторического удаления. Требуется массив материала, который даже сегодня нелегко собрать воедино.
Обнаженная натура ближе, чем жанры натюрморта, пейзажа или портрета ассоциируется с понятием искусства как такового. Любопытно наблюдать, как похоже и в то же время глубоко по-разному подходят художники к этому жанру, как меняются с течением столетий и даже десятилетий запечатленные ими образы.
При этом обнаженная натура, в особенности женская, является сравнительно молодым объектом для искусства. Свободное отношение к образам пола свойственно только некоторым примитивным культурам. Гораздо чаще с этими образами связываются религиозные, т.е. строго табуированные понятия.
В античном мире красота тела отождествлялась с мужской обнаженной натурой. За некоторыми исключениями греки демонстрировали полное отсутствие интереса к женскому телу, которое они считали непропорциональным и не желали ставить рядом с мужскими образцами совершенства. Эта враждебность античного мира к женскому телу была перенята и усилена иудаизмом и христианством. Хотя такие мотивы как Распятие, образы Св. Себастьяна или Св. Марии Магдалины являются образцами обнаженной натуры Средневековья, они едва ли имеют отношение к предмету данной статьи.
Обнаженная женская натура является открытием эпохи Возрождения. Возникновение этой темы было естественным для гуманистической идеи того времени, которое поставило чувство и чувственность в центр своего образного мира. Женщина как воплощение высшей красоты, игнорируя чужой взгляд, открывает свое тело, отдыхает под этим взглядом. Едва ли желание или искушение может нарушить подобное чистое созерцание. Обнаженное тело по законам жанра дистанцируется от какого-либо отношения к интимности. Дальнейшее развитие изобразительного искусства, от галантных сценок в стиле рококо (Буше) до величественной созерцательности Энгра демонстрируют широту возможностей этого жанра. Только с конца 19 века в изображении наготы допускается больший натурализм.
Жанр обнаженной натуры обозначает лишь одну грань эротического искусства. Эта грань почти неизвестна в эротической культуре Востока, которая не пережила своего Возрождения, своего открытия Женщины и переосмысления пола. В ней нет христианского понятия греха, соблазна, искушения, но не обнаружить и избавления от них. Предметом основного интереса эротического искусства Японии, Китая и Индии является непосредственно акт. Однако пластика, непосредственность и сочность этих картин придает этому искусству особую эстетическую невинность, делая яркой страницей мирового эротического искусства.
Совсем иную природу несет в себе "другая жизнь" европейского эротического искусства, получившая свое наиболее яркое выражение во французской гравюре 18 - 19 веков. Стремление к запретному плоду и желание морально эпатировать читателя говорит о том, что вряд ли её можно отнести к порнографии, но скорее к эротической сатире, подобной "Декамерону" Бокаччо.
В жанре эротической фотографии ясно выделяются две тенденции. С одной стороны это склонность к жанру обнаженной натуры в живописи, с другой, влекомая новыми возможностями натурализации образа, фотография гораздо в большей степени, чем живопись готова потакать вуайеристским желаниям зрителя. Нелишне упомянуть, что именно с фотографии, а не с гравюры начинает свою жизнь индустрия порнографии.
Из достойных особого интереса страниц истории эротического искусства заслуживает внимание жанр Pin up, получивший распространение в 1930-х - 1960-х годах и пришедший в Европу из-за океана. Расцветший на технической основе цветной полиграфии и иллюстрированных журналов, он стал живописным наследником стихии "Варьете" и предшественником "Плейбоя" и стриптиза.
Даже собрав уникальную по объему и разнообразию колекцию эротической живописи, гравюры, рисунка и фотографии, можно лишь в самой отдаленной степени охватить богатство и многообразие предмета.
63-летнего американского художника Терри Роджерса по праву можно было бы назвать живописцем сибаритства - подавляющее большинство его картин изображают молодых, богатых и праздных прожигателей жизни. Особенно это относится к циклу картин, объединенных названием «Апофеоз наслаждения». Роскошь с привкусом порока... Молодые, красивые, богатые – пестро, эротично и гламурно!
Стиль Терри Роджерса можно определить как "гиперглэм-реализм"
Терри Роджерс пишет свои картины маслом на больших полотнах, используя постановочные фотографии с участием моделей. Отличительные черты его работ – множество героев, старательно отводящих взгляды как друг от друга, так и от зрителя, присутствие в кадре алкоголя и имен брендов. Творения Терри Роджерса выставлены в крупнейших музеях мира, любимы знаменитостями и стоят от 20 тыс. долларов до бесконечности.
Терри Роджерс, Вечерня, 2006
Терри Роджерс, Почивая на ее лаврах, 2006
Терри Роджерс, Третьего не дано, 2006
Терри Роджерс, Отступление логики, 2008
Терри Роджерс, Апофеоз удовольствия, 2005
Терри Роджерс, Измерения двусмысленности, 2005
Терри Роджерс, Дворец аутоморфных наслаждений, 2009
Терри Роджерс, Призраки освобождения, 2010
Терри Роджерс, Искусственные границы иллюзии, 2009
( наведите курсор мыши на слайд-шоу, щёлкните по любой выбранной картине движущихся кадров в альбоме, и получите увеличенное изображение картины или всех других картин)