АЛЕКСАНДР ШИЛОВ, - ВИРТУОЗ НАШИХ ДНЕЙ(НИЖЕ, - ПРИМЕРЫ КАРТИН)
Александр Шилов: "Народ как тянулся, так и тянется к классическому искусству" 03 июня 2011 Г. Интервьюер_Никита Семенюк (fille-rf.ru)
По случаю семидесятилетия начала Великой Отечественной войны в Московской картинной галерее народного художника СССР Александра Шилова открылась экспозиция картин и портретов, посвящённая этому героическому времени. Выставка проходит в рамках II Славянского форума искусств «Золотой витязь». О её особенностях Александр ШИЛОВ рассказал корреспонденту «Файла-РФ». – В экспозиции выставлены около 50 живописных и графических портретов героев Великой Отечественной войны. Среди них серия образов выдающихся разведчиков – Героя Советского Союза Георгия Вартаняна, Джорджа Блейка и других; портреты пограничников, лётчиц. Например, портрет знаменитой лётчицы Надежды Васильевны Поповой – командира 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Краснознамённого Таманского ордена Суворова 3-й степени полка. Это их, отважных женщин-лётчиц, летавших на фанерных самолетах «У–2», фашисты прозвали «ночными ведьмами». Изумительный человек, уникальная лётчица, герой СССР, совершившая 852 боевых вылета! Посетители могут заглянуть в лица самой трагичной и жертвенной войны – партизан, пулемётчиков, простых солдат – тех людей, чьими руками и душами ковалась Победа. Некоторые из них теперь стали служителями церкви. Вот, настоящее чудо – Наталья Владимировна Малышева. Она служила разведчицей в армии Рокоссовского, после войны работала ведущим конструктором двигателей первых баллистических ракет и космических кораблей. А ныне она – монахиня, матушка Адриана, и живёт на подворье Пюхтицкого монастыря в Москве. – В Галерее Шилова сегодня представлены лучшие работы мастера? – Здесь картины, подаренные государству – всего около 900 моих полотен. Со дня основания галереи я решил, что всё лучшее я буду дарить. Не знаю, скромно это или нет. Не мне решать. Но когда я бываю в залах галереи, всегда встречаю благодарные глаза посетителей. Они приезжают из разных концов страны. Чувствуешь, что это нужно людям – и в этом признание. Сегодня некоторые художники говорят, что мнение «толпы» для них безразлично. Но они, по-моему, лукавят. Потому что зачем тогда выставляться? – Недавно проходил ежегодный международный праздник – День музеев, которому предшествовала Ночь музеев. Не стоит ли проводить такие праздники чаще? – В этом году в Ночь музеев нашу галерею посетили больше трёх тысяч человек. К слову, это третье место после Третьяковской галереи и музея изобразительных искусств имени Пушкина. А в День музеев у нас было 60 экскурсий. Попали, к сожалению, не все желавшие. Таких праздников, конечно же, должно быть больше. Уточняю – бесплатных. Наше общество сегодня вряд ли можно назвать благополучным. И хотя цены на билеты в российские галереи невысокие, студентов и пенсионеров они все равно бьют по карману. – Как Вы думаете, почему сегодня так модны постмодернистские «инсталляции»? – Сегодня моден пиар. Настоящему искусству не требуется реклама. Но путь к признанию всегда был труден. А любому артисту для самоутверждения необходимо признание, как сейчас говорят – «раскрутка». Инсталляторы-скандалисты сегодня в более выигрышном положении: они обласканы СМИ, телевидением – истошный визг может на время заглушить гармоничный распев. Но от него ничего не остаётся, кроме звона в ушах. Считаю, что полем битвы для настоящих мастеров должен быть выставочный зал, всё остальное – суета. Народ же, по моему глубокому убеждению, как тянулся, так и тянется к классическому искусству. В нём нет уродства. Оно построено на величайшем мастерстве, на высоких чувствах и мыслях. Наблюдал недавно такую картину в Третьяковке. Приехавшие из дальней деревни женщины стоят у картины Левитана «Над вечным покоем». И сразу видно, искусствоведческого образования у них нет. Но они смотрят на картину и плачут. Я – за такое искусство. Оно как икона Известная школа талантливого акварелиста Сергея Андрияки придерживается девиза «Рисование – в массы». Я тоже считаю, что чем больше людей рисует – тем лучше. Ведь раньше почти всех обучали музыке или живописи. И когда человек хоть чуть-чуть умеет рисовать, он всегда отличит настоящее искусство. Посмотрите, как рисовали Пушкин, Лермонтов, царские особы... Живопись и в целом искусство формируют душу человека. – Вы признанный мастер портрета… А что в нём самое главное? – Глаза. Они передают внутреннюю суть человека. Написать говорящие глаза не каждому дано…
Река Уча. Октябрь. 1996. Холст, масло
Деревня Астафьево. 1981. Картон, пастель
Февраль. Переделкино. 1987. Холст, масло
Флоренция. 1979. Холст, масло
Окрестности Лиссабона. 1984. Холст, масло
Рим. Зимний день. 1980. Холст, масло
Фиалки. 1974. Холст, масло
Автопортрет. 1987. Бумага, пастель
Автопортрет. 1996. Холст, масло
Автопортрет. 2001. Бумага, пастель
Машенька Шилова. 1997. Холст, масло
Маша Шилова. 1999. Холст, масло
Станислав Говорухин. 1994. Холст, масло
Народный артист России режиссёр М. Козаков. 2007. Холст, масло
Портрет писателя С. В. Михалкова. 1984. Холст, масло
Герой Советского Союза генерал армии В. Л. Говоров. 2005. Холст, масло
Народный артист России С. Шакуров в роли князя Александра Меншикова. 2003. Холст, масло
Иеромонах Иероним. 1991. Холст, масло
Корреспондент из Нигерии. 1987. Холст, масло
Монахиня Макария. 1989. Холст, масло
Воин-интернационалист Александр Голик. 1989. Холст, масло
Брошенный. 1998. Холст, масло
Солдатские матери. 1985. Холст, масло
Лётчица, Герой Советского Союза Н. В. Попова. 2009. Холст, масло
В День Победы. Пулемётчик П. П. Шорин. 1987. Холст, масло
Блокадница Ленинграда Е. Н. Иванова. 2004. Холст, масло